Коэффициент бонус-малус для полиса ОСАГО


Коэффициент бонус-малус ОСАГО (КБМ ОСАГО) – это коэффициент, дающий скидку за безаварийную езду при расчете стоимости полиса ОСАГО, либо наоборот, повышающий стоимость полиса, если за прошлый год были страховые случаи.

КБМ ОСАГО меняется каждый год, при заключении нового полиса. За год езды без аварий КБМ снижается на 0,5 пунктов, что обеспечивает водителю 5% скидку стоимости страховки. Максимальная скидка может достигать 50%, но для ее получения надо 10 лет не становиться участником ДТП, по которым пострадавшая сторона получала страховые выплаты.

С 2011 года Российский Союз Автостраховщиков (РСА) собирает и хранит данные водителей в единой автоматизированной информационной системе.

При покупке полиса ОСАГО сотрудник страховой компании обязан вносить информацию в эту систему. Таким образом, даже при смене страховщика информация о прошлых полисах ОСАГО и страховых случаях водителя остается доступна любой страховой компании.

КБМ в базе РСА может быть учтен неправильно по следующим причинам:

  • Если вы меняли свои водительские права за последний год вождения, то в страховой компании могли забыть указать в базе АИС РСА номер нового удостоверения.
  • Если вы в последний год были вписаны в несколько страховых полисов автогражданки, то могла также возникнуть путаница. Например, в первом полисе у вас был КБМ 0,5 и вы были единственным водителем, вписанным туда. А во втором полисе было несколько водителей, вписанных в страховку, причем у них класс бонус-малуса был ниже вашего. Так как общий КБМ выставляется на полис по водителю с самым низким классом, то страховая компания могла насчитать вам неправильный КБМ.
  • Причиной ошибок в учете КБМ может стать и человеческий фактор, когда сотрудники страховой компании просто ошиблись при вводе данных в систему РСА.
  • Страховая компания могла быть ликвидирована и поэтому данные о вашем последнем полисе ОСАГО не были занесены в электронную систему РСА.

Чтобы не терять бонусы, информацию необходимо проверять как минимум раз в год после заключения очередного договора. При обнаружении ошибок КБМ можно бесплатно восстановить.

Как вернуть КБМ по ОСАГО через РСА

Проверить, какой коэффициент применен при заключении страхового договора, можно на официальном сайте РСА. Для этого нужно ввести в соответствующие графы ФИО, дату рождения и реквизиты водительского удостоверения.

КБМ РСА

При обнаружении несоответствий, необходимо разобраться в причинах, в числе которых могут быть следующие:

  • смена фамилии или водительского удостоверения
  • водитель был вписан в полисы с несколькими водителями, КБМ которых ниже
  • ошибки сотрудников страховых компаний при вводе информации в систему
  • ликвидация страховой компании, в результате чего информация в систему не вносилась

После выяснения причины станет понятна суть обращения. Заявление на внесение изменений в базу РСА можно направлять непосредственно в РСА или в страховую компанию. Дело в том, что вносить информацию в систему имеет право только страховая компания. Союз в данном случае играет роль посредника.

Для обращения можно заполнить заявление на сайте РСА, описать ситуацию и приложить документы, подтверждающие личность водителя и факт ошибки в системе. Заявление также можно отправить по почте. Срок рассмотрения обращения – 30 дней.

Заявление на изменение КБМ в базе РСА

Чтобы рассмотрение заявления привело к желаемым результатам, а информация о КБМ была исправлена, необходимо грамотно объяснить причину обращения и четко сформулировать требования к страховой компании.

Заявление должно содержать требования:

  • восстановить класс КБМ, для чего необходимо объяснить, каким должен быть коэффициент, и подтвердить это документально, приложив страховку ОСАГО с достоверными данными
  • пересчитать стоимость страховой премии и возвратить излишне перечисленные суммы
  • внести изменения в полис
  • внести правильные данные в базу РСА

Если с момента искажения коэффициента было несколько полисов в разных компаниях, придется последовательно обращаться в каждую из них.

Сервисы по возврату КБМ

Отправить заявление можно на сайтах страховых компаний. Обратная связь есть у всех крупных игроков – Ингосстрах, Росгосстрах, ВСК, Согласие, АльфаСтрахование, МАКС, Уралсиб, РЕСО.

Необходимые документы

Для восстановления КБМ понадобятся документы, которые позволят идентифицировать водителя и восстановить фактическое состояние дел. Это могут быть:

  • паспорт водителя
  • водительское удостоверение
  • страховые полисы за предыдущее время
  • справки страховой компании об отсутствии страховых случаев
  • справка ГБДД об отсутствии аварий с участием водителя

Можно направлять обращение и вовсе без документов, но вероятность положительного решения в этом случае уменьшается.